TechCrunch Disrupt: Самое важное с главной стартап-тусовки Европы
Конференция TechCrunch Disrupt — это настоящая Мекка для начинающих ИТ-предпринимателей и их потенциальных инвесторов. Не случайно именно она в сериале «Силиконовая долина» стала поворотной точкой для стартапа. Однако конференция интересна не только славой или деньгами – хотя именно за ними чаще всего идут на Disrupt. Важно, что здесь можно заметить тенденции, которые определят развитие индустрии на годы вперед.
Спецкор DGL Алина Гайнуллина побывала на TechCrunch Disrupt London, которая завершилась 6 декабря, и поделилась своими впечатлениями.
Deep Tech теснит приложения
Еще несколько лет назад балом на венчурном рынке правили приложения. Однако даже после короткой прогулки по «аллее стартапов» лондонского Disrupt заметна другая тенденция: рынок все больше интересуется так называемыми deep technologies – технологическими инновациями, которые ложатся в основу коммерческих проектов.
Так, например, стартап OpenAsApp из Германии показал платформу для превращения бизнес-данных в приложения. А Phenix2P2 намерен совершить революцию в видео-стриминге, сводя до минимума задержки в трансляции. В свою очередь, LiftIgniter создал самоообучающийся программный слой для персонализации потребления контента.
Приложения в этом смысле – лишь способ показать потенциал технологии. Примерно так же, как Google показала работу алгоритмов нейронных сетей на примере игры Quick, Draw.
До настоящих AI-систем еще далеко
По словам Никласа Зеннстрома, основателя Skype и венчурной компании Atomico, среди наиболее перспективных технологий на ближайшие 10 лет – те же нейронные сети, машинное обучение и искусственный интеллект(Artificial intelligence, AI).
Однако AI все еще остается технологией будущего. Так, Мустафа Сулейман, который возглавляет подразделение DeepMind в Google, считает, что от универсальных AI-систем нас отделяют десятилетия, пока же разработчики фокусируются на узкоспециализированных направлениях.
Реальный универсальный искусственный интеллект вряд ли будет выглядеть так же, как в научно-фантастических фильмах, говорит он. «Я не могу припомнить фильм, который бы заставил меня подумать – да, AI будет именно таким», — сказал Сулейман.
Автомобили перестают быть личными
Передвижение в крупных городах на автомобиле уже практически невозможно представить без долгого поиска парковки, пробок и других сопутствующих проблем. Однако для автопроизводителей проблемы выглядят несколько иначе – где искать новых клиентов на перенасыщенных рынках? И как проникнуть на рынки, где личный автомобиль – это непозволительная роскошь?
Одним из ответов на такие вопросы становятся сделки по сотрудничеству с сервисами формата Uber. По такому пути идут, к примеру, Toyota, Volvo и Hyundai – все они объявили в этом году о бизнес-партнерствах с Uber. Похожий вариант выбрал и концерн Volkswagen, который вложился в сервис Gett.
Однако, как выяснилось на TechCrunch Disrupt, у Volkswagen есть и иные планы на рынок – их будет воплощать в жизнь новая компания Moia. Тринадцатый бренд в составе Volkswagen Group займется сервисами транспорта по запросу (ride hailing), совместных поездок на небольших шаттлах (ride pooling), а со временем и беспилотными автомобилями. Для этих услуг Moia будет использовать автомобили, разрабатываемые другими брендами Volkswagen Group, некоторые – в специальном дизайне.
Идея предпринимателей в том, что если не получается привлечь больше людей к владению автомобилем, то можно попробовать сделать их клиентами компании. И в этом есть смысл, ведь для одних автомобиль является роскошью по финансовым причинам, а для других вождение недоступно из-за ограниченных физических возможностей, возраста или фобий.
Конечно, в ближайшем будущем пользователи вряд ли полностью откажутся от владения личных автомобилей в пользу каршеринга, Uber и прочих сервисов по запросу. Но доступность всех этих вариантов может значительно упростить жизнь многим жителям крупных городов.
Русский язык входит в моду
На лондонском Disrupt еще два года назад услышать русскую речь было редкостью. В этом году, хотя российские стартапы на конференции по-прежнему нечастые гости, среди участников оказалось немало выходцев из России и стран ближнего зарубежья.
В первый же день Шахар Вайсер, основатель сервиса для вызова такси Gett, объявил о запуске в Лондоне функции Gett Together для недорогих совместных поездок. От UberPOOL услугу отличает то, что Gett использует в Лондоне такси, которые имеют право использовать полосу для автомобилей, а потому скорость поездки из пункта А в пункт B потенциально может возрасти. В кулуарах конференции Вайсер сообщил DGL, что рассматривает возможность запуска Gett Together на всех рынках своего присутствия, включая Россию.
Российская модель и филантроп Наталья Водянова в ходе второго дня Disrupt рассказала о проекте Elbi – стартапе, который ставит технологии на службу благотворительности. А на выставке стендами с матрешками привлекал внимание проект Rubrain для поиска фрилансеров из России.
Очень интересным нам показался проект InsideDNA, который в итоге остался в шаге от главного приза конкурса Battlefield. Стартап, который призван помочь биотеху и фармацевтическим компаниям быстрее и с большей точностью определять потенциальное воздействие разрабатываемых медикаментов на организм, основали выходцы из России Анна Костикова и Андрей Хмелевский. Использующий ДНК-анализ в сочетании с технологиями искусственного интеллекта, InsideDNA ранее получил грант от Google и уже взят в работу более чем 1,5 тысячами исследовательских лабораторий.
Победителем же Battlefield стал не менее интересный, хотя и не имеющий отношения к России стартап Seenit. Сервис предлагает организаторам мероприятий и бизнес-компаниям собирать пользовательский видеоконтент на единой платформе.
TechCrunch Disrupt London
Монетизация — или все-таки нет?
Некоторые стартапы зачастую откладывают планы монетизации – хотя бы потому, что услышав цифру однажды, рынок захочет видеть все более высокие цифры. При этом тенденция рынка такова, что проекты осторожно относятся к монетизации и предпочитают дать себе комфортное время для экспериментов.
Так, например, Boston Dynamics, известная своими роботами, была основана 25 лет назад. Создатель компании Марк Райберт, вышедший на сцене Disrupt в компании одного из своих роботов, заявил, что только сейчас он задумывается о том, чтобы «найти для разработок какое-то узкое применение» — например, доставку товаров или помощь пожилым людям.
Однако чтобы начать коммерческое производство и монетизацию, компании необходимо снизить стоимость производства роботов. «Было бы интересно увидеть, сможем ли мы снизить стоимость прототипа до потенциальной цены коммерческого продукта, — отметил Райберт.
Еще одним стартапом, заявившем о планах монетизации на Disrupt, стал Citymapper – приложение для планирования поездок, которое в этом году стало доступно и в Москве. По словам основателя Азмата Юсуфа, компания намерена начать зарабатывать на своем бизнесе уже в 2017 году.
Чем грозит рынку Brexit
Конечно, конференция в Британии не могла обойти стороной вопрос «Брекзита» и не обсудить, как он повлияет на индустрию технологий. Согласно исследованию венчурной компании Balderton Capital, 22% сотрудников технологического сектора Великобритании – иностранцы, в числе же основателей стартапов их доля еще выше – 42%. Только за 2015 год эти стартапы привлекли почти 2 миллиарда фунтов стерлингов инвестиций.
Главное опасение рынка связано с тем, насколько свободно ИТ-компании смогут нанимать талантливых сотрудников из «континентальной» Европы и других стран мира после «Брекзита». Группа предпринимателей и инвесторов даже подготовила рекомендации для британского правительства, которые касаются выдачи виз, образования, инвестиций, доступа к данным и других аспектов, от которых зависит развитие индустрии.
На конференции также прозвучала концепция «открытого» или «умного Brexit», хотя большинство экспертов согласились, что Великобритания идет по более радикальному пути.
Так что лондонский TechCrunch Disrupt дал ИТ-предпринимателям целый ряд идей для размышления. Посмотрим, какие из них воплотятся в жизнь в новом году. И конечно, в следующий раз хотелось бы увидеть на европейской площадке гораздо больше представителей из России и услышать гораздо меньше опасений о влиянии политической конъюнктуры на инновации.