Тук-тук, это TikTok: мир соцсетей изменился, а мы и не заметили
Почему ваши дети сидят в TikTok и Like, презирают Facebook и игнорируют Instagram и YouTube
Вы, конечно, сидите в социальных сетях. Ругаетесь в комментариях, постите фотки в Instagram, читаете все главные каналы в Telegram и вообще находитесь на острие социальных технологий? Поздравляем, вы — старпер.
Вы заметили, что ваш ребенок стал странно кривляться, показывать странные жесты и вообще ведет себя как-то необычно? Поздравляем, он подсел на TikTok или Like.
TikTok, Like и прочие — это новые видеосервисы или социальные сети (называйте как угодно). Вся активная молодая аудитория сейчас — в них. Пока это очень молодая аудитория — речь идет о пользователях от 10 до 16 лет. Например, в США сервисом Musical.ly (который недавно влился в TikTok) летом пользовалось 14% всех подростков. Активная аудитория самого TikTok в мире уже превысила 500 млн человек. И это только начало.
О новых сервисах сейчас говорят все — и будут говорить еще больше. Герои минувших дней, тот же Facebook, изо всех сил пытаются вскочить на подножку уходящего поиска. Facebook выпускает Lasso — сервис, который не просто похож на TikTok, он полностью ему идентичен. Но вряд ли у Цукерберга получится поймать своим «лассо» новую аудиторию. Зачем нужен аналог, когда есть оригинал?
Короче, с TikTok и Like давно пора разобраться. Что мы и сделали.
Что такое эти TikTok и Like, и чем они отличаются от Instagram и YouTube?
Главное отличие этих приложений — это музыкальная ориентированность. Они предлагают не просто записывать и публиковать видео, но и накладывать на него музыку в процессе записи. А что вы будете под эту музыку делать — танцевать, попадать губами в слова или что-то еще — это уже дело ваше.
Чем ярче клип сделает пользователь, тем популярнее он становится среди других юзеров. Подростки буквально питаются социальным одобрением. А если это связано еще и с музыкой, то это сразу +100 очков к приложению.
Вторая важная черта сервисов — направленность на прямые эфиры. Пользователям активно предлагают самовыражаться в режиме реального времени, да еще и с накладываниями мультяшных фильтров. Учитывая, что кумирами молодежи сейчас являются блогеры, и формат видео крайне популярен, то для подростков это действительно важно — иметь возможность подражать профессиональным создателям видеоконтента. Новые видеосервисы с помощью современных технологий позволяют вывести это подражание на новый уровень качества.
За что ваши дети любят Like и TikTok?
Один из ключей успеха Like и TikTok у молодежи — это то, что там нет взрослых (пока). Во-первых, большинство из них даже не догадывается о существовании таких сервисов. Во-вторых, даже если и догадываются, то им там банально неинтересно.
Согласитесь, не очень хочется кривляться на камеру, когда на тебя подписана мама. И уж тем более неприятно, когда она показывает твои кривляния бабушке и смеется. Подростки — существа ранимые, что уж тут сказать.
Примерно то же самое произошло с Facebook на Западе — подростки начали массово уходить из этой соцсети в тот момент, когда ею начали активно пользоваться взрослые поколения. И сейчас этот спад молодых пользователей у американского гиганта продолжается — но, к счастью для Facebook, большинство из молодых пользователей уходит в Instagram — его использует 75% подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Выше только YouTube, пользователями которого являются 85% подростков.
Но это на Западе. У нас же те же мамы уже давно сидят в Instagram, и очень даже активно. Поэтому взор молодежи и упал на азиатские сервисы (да и фильтры там покруче).
Вторая важная причина, по которой подростки уходят в TikTok и Like — это изменение формата потребления и создания контента. Он должен быть переработан здесь и сейчас, обязательно в визуальном формате, самом простом для потребления. Картиночки, масочки, видео, популярная музыка — и вот он, простой рецепт создания контента. Не нужно даже сильно напрягаться, чтобы что-то сделать.
И — это тоже важно: необязательно иметь продвинутый смартфон, ведь сервис делает за пользователя практически все. В TikTok и Like можно буквально за 15 секунд снять и получить уже готовый, обработанный клип. Все, что остается — это подурачиться на камеру, и наложить маски и фильтры. Идеальная находка.
TikTok и Like — это плохо?
Переход подростков в новые соцсети — это нормально. А формат коротких видео, который используется в этих сервисах — это просто еще одна форма контента для клипового мышления, о котором говорят психологи на протяжении последних десятилетий. Просто мир меняется, только и всего.
Вспомните, как было 20 лет назад: для взрослых были серьезные телепрограммы. Молодежь же смотрела MTV. И между поколениями была пропасть. Родители не понимали, как можно смеяться над «Бивисом и Баттхедом», прыгать под Red Hot Chili Peppers и так далее. Прошло 20 лет — это все уже классика, и нынешние взрослые вспоминают об этом с ностальгией. Через 20 лет нынешние подростки, когда будут взрослыми, сами будут вспоминать контент из TikTok и Like и будут брюзжать на что-то, что станет популярным уже среди их детей.
А что же WhatsApp, Instagram и так далее? Ну… Они там зарегистрированы, но чисто номинально. Активными пользователями они там не являются. Время этих сервисов уходит.