Обзор AMD Radeon R9 380X: За счет чего удалось выпустить лучшую графическую плату для игр с разрешением 1080p?
Продукт AMD Radeon R9 380X заполняет существовавший пробел в мире графических плат и предлагается при этом по вполне конкурентоспособной цене.
Представив новую модель Radeon R9 380X, компания AMD заполнила серьезный пробел на рынке графических плат, образовавшийся между «подходящими для большинства игр с разрешением 1080p» продуктами Radeon R9 380 / GeForce GTX 960 (стоимостью примерно в 200 долл.), и платами R9 390 / GTX 970, которые предлагаются за 300 долл. и предназначены для разрешения 1440 и выше.
Ранее nVidia анонсировала в серии GeForce 900 модель 960 Ti, а AMD в июне одним махом обновила все семейство Radeon, однако эквивалента старой плате Radeon R9 280X в R9 300-й серии не нашлось. В важнейшем ценовом диапазоне «от 200 до 300 долл.» у компании не было никаких предложений, а любителям игр, желавшим получить современную графическую плату, которая хорошо справлялась бы с разрешением 1080p, приходилось копить деньги на продукты стоимостью более 300 долл. Откровенно говоря, 300 долл. уже выходят за рамки бюджета большинства поклонников компьютерных игр, а возможности GTX 970 и Radeon R9 390 для тех, кому нужно получить всего лишь частоту 60 кадров в секунду при разрешении 1080p, оказываются явно избыточными.
И вот появляется AMD Radeon R9 380X, предлагаемая за 230 долл. Да-да, вы не ослышались, не за 250, а за 230 долл. Вот что делает здоровая конкуренция.
Технические спецификации Radeon R9 380X
Radeon R9 380X – это не урезанная версия R9 390, а скорее улучшенный вариант R9 380: мы видим здесь больше потоковых процессоров и больше памяти, ускорение памяти и увеличение тактовой частоты ядра и т. д. Если у R9 380 частота графического процессора ограничена 970 МГц, а объем дорогостоящей памяти – 4 Гбайт, то для новой платы эти характеристики стали лишь точкой отсчета. Модель Radeon R9 380X построена на базе графического процессора Tonga (впервые появившегося в старой плате R9 285) с новой архитектурой AMD, который поддерживает все софтовые фишки Radeon, включая FreeSync, Frame Rate Target Control, и Virtual Super Resolution.
В приведенной выше таблице представлены основные спецификации эталонного образца R9 380X, однако в магазинах такую плату вы не найдете. Первую волну продуктов R9 380X представят партнеры AMD – VisionTek, Asus, XFX, Gigabyte, HIS, PowerColor и VTX3D. Предлагаемые ими модели будут иметь увеличенную тактовую частоту и специализированную систему охлаждения, а цены на них будут начинаться от 240 долл.
Для написания обзора компания AMD направила нам плату Sapphire Nitro R9 380X. Конечно, ее система охлаждения с двумя вентиляторами не столь мощна, как оснащенный сразу тремя вентиляторами Nitro 390/390X, но достаточно эффективна и работает почти так же тихо.
Вне всякого сомнения, система охлаждения Sapphire является одной из лучших на рынке. Обеспечиваемый ею термальный контроль позволил довести тактовую частоту процессорного ядра до 1 040 МГц, а скорость обмена данными с памятью до 6 Гбит/с. Согласно заявлениям AMD, у большинства плат 380X тактовая частота, как и у платы Sapphire, окажется на 50-60 МГц выше, чем у эталонного образца.
Sapphire Nitro R9 380X
У Sapphire Nitro R9 380X есть и другие конструктивные особенности: толстые медные трубки теплоотвода, два вентилятора на шариковых подшипниках, дроссели Black Diamond, радиатор с горизонтальными ребрами во всю длину платы и притягательный футуристический дизайн. Сразу видно, что перед вами надежное, дорогое и бескомпромиссное решение.
Плата оснащена разъемами DVI-D, DVI-I, HDMI и DisplayPort. Последний совершенно необходим, если вы намерены использовать дисплей FreeSync, рекомендуемый при запуске игр с разрешением 1440p и специально предназначенный для этой ниши. Питание на R9 380X подается через два шестиконтактных разъема, а показатель TDP составляет 190 Вт.
Тестирование AMD Radeon R9 380X
Для тестирования Sapphire Nitro R9 380X мы использовали систему, включающую в себя следующие компоненты:
• Процессор Intel Core i7-5960X с системой жидкостного охлаждения Corsair Hydro Series H100i замкнутого контура, исключающий любые задержки со стороны центрального процессора, которые могли бы повлиять на результаты выполнения графических тестов.
• Материнская плата Asus X99 Deluxe.
• Память Corsair Vengeance LPX DDR4, корпус Obsidian 750D типа «башня» с блоком питания AX1200i мощностью 1 200 ватт.
• Твердотельный накопитель Intel 730-й серии емкостью 480 Гбайт.
• Операционная система Windows 8.1 Pro. Переход на Windows 10 мы решили отложить до появления игр, поддерживающих DirectX 12.
Если AMD позиционирует свою плату как решение начального уровня для запуска игр с разрешением 2560×1440 пикселов, то надпись на коробке Sapphire Nitro R9 380X уведомляет нас о том, что это продукт высокого класса для игр 1080p. Учитывая это, мы сравнили плату как с более дешевыми моделями, ориентированными на разрешение 1080p (VisionTek R9 380 за 200 долл., EVGA GeForce GTX 960 SSC за 200 долл., EVGA GeForce GTX 950 SSC за 160 долл.), так и с более дорогими, позволяющими получать хорошие результаты при разрешении 1440p (Sapphire Nitro R9 390 и EVGA GeForce GTX 970 FTW, которые предлагаются по цене 300 долл. и выше).
В каждой игре был запущен ее встроенный тест с настройками, выставленными по умолчанию, если не указано иное (V-Sync, G-Sync, FreeSync), и отключенными специализированными функциями (к которым относится, например, технология nVidia Multi-Frame-Sampled Anti-aliasing).
В последнее время появились и тесты DirectX 12, но мы решили их не использовать, поскольку в готовые продукты они пока не включены. В настоящее время игр, поддерживающих DirectX 12, на рынке нет, но ожидается, что они появятся уже в конце текущего года. Таким образом, несмотря на все теоретические достоинства DirectX 12, приступать к практическим испытаниям этой технологии еще слишком рано.
Нулями на диаграммах помечены режимы, в которых конкретные графические платы не тестировались.
Готовы? Хорошо. Тогда приступим.
Чем длиннее полоса, тем лучше результат
Требования к памяти Grand Theft Auto V способны вызвать определенные затруднения и у плат старшего класса, однако игра хорошо масштабируется, и при разрешении 1080p или 1440p нагрузка уже не столь интенсивна. Поскольку предустановленные режимы (Medium или Ultra) здесь отсутствуют, мы проводили тестирование различными способами: с включенным параметром FXAA и всеми прочими настройками в положении Normal на разрешении 1080p, с включенным параметром FXAA и всеми остальными в положении Very High на разрешении 1440p и с теми же настройками 1440p при включенных режимах 4x MSAA и Reflection MSAA.
То, что GTAV отдает предпочтение платам nVidia, заметно невооруженным глазом. Чтобы поставить всех в равные условия, мы выполняли тесты при настройках Normal и разрешении 1080p. Однако Radeon R9 380X позволяет выставить подавляющее большинство параметров в положение High или Very High и при этом сохранять постоянную частоту на уровне 60 кадров в секунду. (Возможно, в будущем мы начнем выбирать более высокие значения параметров.) А если не включать MSAA, R9 380X выдавала среднюю частоту, превышающую 50 кадров в секунду, даже при разрешении 1440p.
Чем длиннее полоса, тем лучше результат
Наша плата преодолела барьер в 60 кадров в секунду и в тесте Dragon Age Inquisition при установках High. При этом ее производительность на 5-10 кадров превышала результаты, показанные платами за 200 долл. Режим DAI Ultra должен выводить качество и параметры антиалиасинга на максимальный уровень, но при этом частота кадров падает настолько, что говорить о получении удовольствия уже не приходится. Тем не менее, при максимальных настройках и разрешении 1080p Sapphire Nitro R9 380X продемонстрировала достаточно приличный результат в 44 кадра в секунду. То же самое мы наблюдали и при настройках High и разрешении 1440p, что значительно уступает возможностям R9 390 и GTX 970.
Чем длиннее полоса, тем лучше результат
Девиз nVidia «Наслаждаться игрой нужно так, как задумывали ее авторы» в полной мере проявляется на первых экранах Middle-earth: Shadow of Mordor, наполненных множеством спецэффектов, но наши тесты показали, что игра эта больше благоволит к платам Radeon. Поскольку в режиме Ultra не все параметры выставлялись на максимум, на платах, поддерживающих разрешение 1440p и имеющих 4 Гбайт памяти, мы проделывали это вручную с помощью HD Ultra Texture Pack.
При установках 1080p/Ultra и 1440p/High плата Radeon R9 380X достигла желаемых 60 кадров в секунду, опередив на 5-10 кадров R9 380 and GTX 960. В режиме High при разрешении 1080p частота выросла до 90 кадров в секунду. Очень отзывчивая игра.
Чем длиннее полоса, тем лучше результат
Игра Alien Isolation наводит ужас, но при этом обеспечивает просто потрясающую производительность. При настройках 1080p/Ultra барьер в 60 кадров в секунду преодолела даже плата за 100 долл. GTX 750 Ti, а Sapphire Nitro R9 380X покорился рубеж в 100 кадров в секунду. При разрешении 1440p наша плата выдала частоту в 71 кадр в секунду, далеко отстав от R9 390 и GTX 970. Обе они опередили R9 380X на 20 кадров.
Чем длиннее полоса, тем лучше результат
Sleeping Dogs: Definitive Edition – улучшенный вариант популярной игры. При настройках Extreme здесь выполняется многопроходный антиалиасинг, что приводит к существенному падению частоты кадров. Поэтому основное внимание имеет смысл обратить на режим High. Как и во всех прочих тестах при разрешении 1080p R9 380X заметно опередила платы за 200 долл., а при разрешении 1440p, увы, так же безнадежно отстала от продуктов стоимостью 300 долл.
Чем длиннее полоса, тем лучше результат
Аналогичным образом, Metro: Last Light Redux является усовершенствованной версией превосходной, надолго остающейся в памяти Metro: Last Light. Плата R9 380X проявила себя здесь неплохо, хотя частота и упала ниже критичной для шутера от первого лица уровня в 60 кадров в секунду при настройках 1440p/High. В режиме 1080p/Ultra все было в порядке.
Чем длиннее полоса, тем лучше результат
На всех платах был выполнен синтетический, но весьма уважаемый и часто используемый в отрасли тест 3DMark Fire Strike.
Чем короче полоса, тем лучше результат
Все уже привыкли к тому, что платы AMD потребляют энергии больше, чем продукты Nvidia, и выросший по сравнению с GTX 960 потенциал R9 380X вылился в наших тестах в дополнительные 100 ватт энергопотребления. Потребляемая мощность замерялась путем подключения к счетчику Watts Up, после чего на 15 минут запускался нагрузочный тест Furmark. Полученные результаты можно считать наихудшим сценарием. В большинстве реальных игр R9 380X потребляет от 270 до 300 Вт.
Чем короче полоса, тем лучше результат
Принимая во внимание более высокий уровень энергопотребления, R9 380X оказывается несколько горячее R9 380 и GTX 960. Плата греется даже сильнее, чем продукты стоимостью 300 долл., правда, следует учесть, что эти модели оборудованы значительно более массивным радиатором и дополнительным вентилятором. На практике же система охлаждения Sapphire работает весьма эффективно, а во время игры, как я уже упоминал ранее, плату почти не слышно.
Заключение
В недавнем обзоре платы VisionTek R9 380 стоимостью 200 долл. был сделан следующий вывод: «За свои деньги вы получаете отличный массовый продукт для игр с разрешением 1080p. В большинстве случаев при настройках Ultra частота превышает 60 кадров в секунду, хотя иногда может потребоваться отключение параметров антиалиасинга, а в некоторых играх и переход к настройкам High – но только если барьер в 60 кадров в секунду действительно критичен для вас. Вместе с тем частота у VisionTek Radeon R9 380 никогда не падает ниже консольного уровня в 30 кадров в секунду, даже если включить все графические улучшения в наиболее требовательных к ресурсам играх». Дополнительным преимуществом продукта AMD R9 380X является увеличение частоты кадров на 8-15% по сравнению с его младшим братом. Прирост не слишком существенный, но заметный. Плата преодолевает барьер в 60 кадров в секунду при настройках High и Ultra, а 4 Гбайт памяти обеспечивают запас прочности на будущее в отличие от базового уровня в 2 Гбайт в моделях R9 380 и GTX 960. Система охлаждения Sapphire работает превосходно. Целесообразность перехода на R9 380X со старых Radeon 7850/7870 не вызывает сомнений, ну а владельцам R9 280X есть, над чем подумать.
Плату R9 380X можно рассматривать как решение начального уровня для игр в 1440p, но желаемой частоты в 60 кадров в секунду при настройках High на большинстве игр вы не получите. А на более новых и требовательных играх (например, на Witcher 3) она может упасть значительно ниже. Возможно, у любителей игр в таком разрешении возникнет желание прикупить еще и монитор FreeSync. Но если вы хотите получать настоящее удовольствие, лучше потратить дополнительные 50 долл. на R9 390 или GTX 970. Затраты эти окупятся с лихвой, а платы Sapphire Nitro R9 390 и EVGA GTX 970 FTW в тестах проявили себя с самой лучшей стороны. При разрешении 1440p они оставляют R9 380X далеко позади.
Альтернативным вариантом может стать приобретение дефицитных ныне плат R9 290, которые кое-где еще встречаются в интернет-магазинах. Мы видели их за 200 долл. – да-да, всего за 200 долл. – и при этом они обеспечивают отличную производительность, не хуже, чем у R9 380X, хотя и отстают немного от более новых R9 390 и GTX 970.
Подводя итог, стоит отметить, что R9 380X заполнила важную рыночную нишу. Это лучшая плата для разрешения 1080p и частоты 60 кадров в секунду – по крайней мере, на сегодняшний день. Было бы странно, если бы nVidia не ответила на выпад AMD предложением GTX 960 Ti, однако соперничать с ценой R9 380X в 230 долл. ей будет сложно. В то время как розничные цены на платы R9 380 снизились уже до 180 долл., nVidia по-прежнему предлагает GTX 960 за 200 долл. и выше, а цена на GTX 950 не опускается ниже 160 долл. Сегодня nVidia весьма ограничена в маневре. Ей придется либо снижать цены по всем направлениям, либо выпускать плату, которая будет обладать более высокой по сравнению с R9 380X производительностью и предлагаться по более высокой цене.
Хочу повторить еще раз: здоровая конкуренция – весьма полезная штука. Перенацелив группу Radeon Technologies, оснастив семейство Fury высокопроизводительной памятью, полностью переработав программное обеспечение и предложив лучшие массовые платы в ценовом диапазоне от 200 до 250 долл., компания AMD в 2016 году готова вступить в очередной раунд схватки с nVidia. Хотя, конечно, Зеленая Команда тоже не будет сидеть, сложа руки.