pornhub
Наверх

А бенчмарк-то голый!

Почему читателя перестали интересовать статьи о новых продуктах, написанные по старым лекалам.

18.09.2014
08:00
Комментировать0

В конце прошлого века в нашей стране в очередной раз возник необычный феномен. Одно за другим стали появляться издания, где скучноватым техническим языком рассказывалось об устройстве сложной цифровой техники. И тиражи их зачастую были сопоставимы с газетными и журнальными, сосредоточенными на куда более понятных широким массам темах — деньгах, приусадебном хозяйстве, человеческих отношениях и жизни вообще.

А бенчмарк-то голый

Фото — ADV

Подобное уже наблюдалось в 60-х годах XX века, когда население СССР зачитывалось журналом «Радио». Представители совсем не технических профессий — музыканты, врачи, школьные учителя — внимательно изучали опубликованные там схемы радиоприемников и, добыв дефицитные компоненты, пытались воспроизвести их в реальности. Запах канифоли витал по вечерам над притихшими советскими двориками…

Конечно, желание разобраться в устройстве радиоприемников возникло не само по себе. Радио в то время было своеобразным прообразом Интернета. Одним поворотом ручки можно было мысленно перенестись из Саратова, скажем, в Милан. Или в Рио-де-Жанейро. И слушать что-то совсем иное, чем вещает радиоточка на стене. Она в те годы (впрочем, как и сейчас) потчевала довольно специфическим набором информационных блюд.

Компьютер стал достойным преемником радиоприемника, расширив наши личные вселенные до размеров всей планеты. Правда, расширение это происходило постепенно — словно у интересной книги появлялись все новые и новые страницы. Каждое поколение процессора, каждый новый видеочип, каждое улучшение сетевой инфраструктуры были осязаемы. Переход с компьютера на 286-м процессоре на собрата с 386-м изменял вообще все. И даже прирост в несколько мегагерц был тогда ощутим.

Скачкообразное развитие продолжалось долго — добрых три десятилетия. Точнее, оно продолжается и по сей день, однако в тех сферах, которые основной массе пользователей малозаметны. Наверное, однажды волна удивительных инноваций снова выплеснется на потребительский рынок. Однако, с точки зрения нормального человека, в компьютерах, смартфонах и других гаджетах ничего не происходит уже года три. А то и подольше. Да, какие-то там улучшения есть, но не добавляется самого главного — новых возможностей. Может ли какая-нибудь железка или ПО образца 2014 года делать то, на что не был способен их предшественник пятилетней давности? Ну, разве что с планшетом потюленить на диване комфортнее, чем с ноутбуком. Но можно ли назвать это настоящей возможностью на фоне прорывов девяностых и нулевых? Нет, конечно.

А вот теперь я подхожу к тому, ради чего и написал эту колонку.

Я проработал в IT-СМИ довольно продолжительное время, и раньше мне казалось, что авторам статей для таких изданий не надо было обладать качествами хорошего журналиста. И даже вообще уметь интересно писать. Прогресс, воплощенный в конкретных продуктах, «продавал» сам себя. Плюс срабатывал элемент тяги к недоступному, как у подростков девяностых к моделям Playboy. Так что от авторов статей в журналы требовалось зафиксировать характеристики продукта, прогнать серию бенчмарков, свести результаты в какие-то графики с таблицами и, возможно, добавить несколько слов о появившихся технологиях. В новом таилось еще одно расширение личной вселенной, ради которого люди были готовы многое стерпеть. И потому читатели не капризничали и героически продирались сквозь любые конструкции из слов.

Работа по описанию техники требовала усидчивости и определенного кругозора, однако к собственно журналистике не имела никакого отношения. Конечно, среди авторов встречались и яркие творческие люди, например, Николай Радовский, писавший о «железе» на редкость зажигательно и образно. Но обычно все мы просто с любопытством разглядывали графики бенчмарков. Они были интересны и без текстового аккомпанемента.

Многие СМИ, сформировавшиеся в те времена, продолжают подходить к обзорам техники так же, как и двадцать лет назад. Бенчмарки, графики, таблички… А потом авторы статей делятся своей болью. Мол, не тот читатель пошел. Не разглядывает графики, не наслаждается табличками. Сразу рвется к выводам и еще норовит что-то обидное в комментариях написать.

А дело-то не в читателе. Просто наступило другое время. То, что можно намерить бенчмарками и поместить в табличку, уже практически не влияет на ощущения пользователя. И уж точно не расширяет его вселенную. По бенчмарку устройство может быть в полтора раза быстрее представителей прошлого поколения, но на практике ощущения оставляет те же, потому что и старое «пуляло» от души.

Сейчас от автора «железных» статей ждешь более глубокого понимания того, как новые технологии, воплощенные в пластике, металле и кремнии, влияют на нашу жизнь, как можно сэкономить время и силы, приобретя удобный инструмент для работы, как получить больше удовольствия от досуга, ну, и как, наконец, связать все это цифровое многообразие воедино.

Чтобы узнать все это, надо не только гонять бенчмарки, но и доверительно общаться с разработчиками устройств. А еще — внимательно присматриваться к нуждам рядовых потребителей. И не стесняться накладывать на тексты «чекан души», о котором писал Леонид Соловьев в потрясающей «Повести о Ходже Насреддине».

Кстати, журнал «Радио» издается до сих пор, и там публикуются различные схемы. Но любителей окунуть жало паяльника в канифоль сегодня вряд ли больше, чем завтра останется ценителей голых бенчмарков.

Искренне Ваш, Сергей Вильянов,

главный редактор

 

Прокомментируйте первым!

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ЕЩЕ ОТ АВТОРА
6066 ПУБЛИКАЦИЙ