Познаем Дзен: Рекомендательные сервисы как средство для отупения
Олег Капранов — о рекомендательном сервисе Яндекса.
Сегодня «Яндекс» анонсировал полноценный запуск «Яндекс.Дзен», более подробно о нем можно прочитать в новости, сейчас же хочется поговорить о его основе — рекомендательном сервисе.
Почти 20 лет назад — в очень теперь уже далеком 1998 году — я включил телевизор (ну ОК, я тогда его почти не выключал) и на канале MTV-Россия увидел трансляцию премии музыкальных наград европейского подразделения MTV. Там выступала дико крутая группа, которая пела на немецком, рубилась практически всерьез и выглядела вполне себе грозно. Группа называлась Rammstein, трек назывался Du Hast и в тот момент он мне показался абсолютной вершиной. Позже я узнал, что у парней крутые сольные концертные шоу, а Du Hast далеко не самая хорошая их вещь, есть многое, что пробирает гораздо сильнее, даже если и не звучит так забойно.
Первый раз я вспомнил об этом и написал небольшой пост примерно год назад, когда на Yet Another Conference on Marketing, которую Яндекс традиционно проводит в Москве и на которой анонсирует свои самые новые продукты и сервисы, был представлен проект «Яндекс.Радио», базирующийся на каталоге «Яндекс.Музыки» и предлагающий в онлайн-режиме слушать музыку, которая подбирается при помощи целого пакета сложнейших алгоритмов — того самого рекомендательного сервиса.
Суть концепции рекомендаций в том, что система изучает ваше поведение, предпочтения, положительные или отрицательные реакции и основываясь на результатах этого анализа предлагает вам некую выдачу. В случае с «Яндекс.Радио» — выстраивает ваш трек-лист. Пользователь в дальнейшем может корректировать его, ставя лайки или дислайки, прослушивая треки целиком или пропуская их. Примерно в той же логике работает витрина «Яндекс.Маркета», предлагая именно те товары из гигантского массива предложений, которые могут заинтересовать покупателя.
Тогда же, на примере «Яндекс.Радио» стало понятно, что эта штука действительно эффективна: за пару дней прослушивания трек-лист был выстроен просто безупречно. Я бы даже сказал — пугающе безупречно. В нем стали появляться треки, которые я когда то заслушивал до дыр, но названия которых уже давно выветрились из головы.
И вот теперь эта же механика пришла в «Яндекс.Браузер», в рамках которого и будет преимущественно работать Дзен. Но на сей раз целью стали новости. Система изучает ваши предпочтения и предлагает максимально релевантные публикации и онлайн-ресурсы. Можно выбрать наиболее привлекательные темы из рубрик вроде «спорт», «бизнес», «технологии», «игры», «кино», «музыка» и прочее, а затем корректировать получающуюся ленту. И с точки зрения наслаждения чистой машинерией это отлично.
Проблема в другом. Если бы тогда, в далеком 1998 году трек-лист церемонии MTV Europe формировался на основе аналогичного рекомендательного сервиса, то я никогда бы в жизни не узнал о существовании Rammstein и не услышал бы впоследствии Feuer Frei!, Du Riechst so gut, Sehnsucht, Asche zu Asche и тоскливую Sonne. Просто потому, что в тот момент эта группа и этот жанр были бесконечно далеки от всего того, что я слушал.
А если бы за несколько лет до этого я совершенно случайно щелкая ТВ-каналами не увидел эпичного противостояния Чеснокова и Штиха в матче сборных России и Германии на Кубке Дэвиса по теннису, то не открыл бы одну из главных своих страстей в жизни — профессиональный теннис, который, к слову, добрый десяток лет спустя и стал моей дверью в журналистику.
Это ведь действительно важно. Каждый раз, когда мы расширяем свой кругозор, мы ломаем себя, мы разрушаем привычный мир и свое привычное окружение. И выход из пусть и достаточно условной, но зоны комфорта помогает нам расти. В школе и ВУЗе мы из под палки читаем, как нам кажется, скучные книги, которые что-то вкладывают в нашу голову, в наше представление о мире и людях и потом становятся нашими любимыми книгами; мы смотрим странные и подчас непонятные фильмы и спектакли в театрах, и ездим в непонятные места. Мы развиваемся. Это не всегда приятно и не всегда весело, но это делает нас лучше. Это делает нас взрослее. А некоторых — особо везучих — и умнее.
Есть ли альтернатива всему этому? Конечно есть, это лента Facebook, которую многие формируют так, чтобы было приятно читать. Чтобы было единообразие отношения к жизни, отношения к политике и политическим фигурам, чтобы не было неприятных людей и мыслей, которые нас раздражают. Мы, подписываясь на чьи то аккаунты или расфренживая иных людей, формируем свой мир. Очень приятный для жизни. Приятный и комфортный. Трагедия в том, что этот мир очень маленький. И не имеет к реальному никакого отношения.
Это болото, в котором мы тупеем.
Машины очень часто и во многом помогают нам, делая быстрее и лучше те вещи, на которые у нас бы уходила уйма времени и нервов. Избавляя нас от неприятной рутины. Но интересоваться чем-то, следить за новостями, выбирать любимую музыку, книги, фильмы, людей — это не рутина. Это жизнь.
P.S. А усиленно интересующейся политикой коллеге из одного из изданий Дзен предложил в качестве первых новостей сообщения из жизни Ким Кардашьян и о стрингах президента Петра Порошенко. Такой вот Дзен.