«ВКонтакте», Avito и «Юла» стали главными местами для покупок интернет-пользователей
Чаще всего в мессенджеры, соцсети и на сайты объявлений идут за одеждой и обувью
Аналитики «Яндекс.Кассы» и компании Data Insight провели исследование поведения российских покупателей в социальной коммерции. В выборку вошли российские интернет-пользователи от 14 до 54 лет.
Исследователи определили, что около 39 млн россиян делают покупки через социальные онлайн-каналы – соцсети, мессенджеры, сайты объявлений и другие P2P-платформы. И количество пользователей, которые оплачивают товары и услуги на этих площадках, со временем будет расти.
Около 21 млн покупали что-либо в соцсетях, почти 12 млн – на сайтах объявлений, примерно 5 млн – в мессенджерах. Среди пользователей социальных сетей почти треть (31%) делали там покупки хотя бы раз за последние 12 месяцев. Среди пользователей мессенджеров каждый десятый оплачивал заказы в этом канале. В целом 55% интернет-аудитории за прошедший год делали покупки на какой-либо из социальных интернет-платформ.
Где покупали
Больше всего покупателей – во «ВКонтакте» (44% от всех российских пользователей, которые платят за товары и услуги в социальных каналах). На втором месте – Avito (28%), на третьем – «Юла» (16%). Активнее всего люди заказывают через социальные каналы товары для повседневной жизни.
Также в уходящем году более 26 млн россиян пользовались сервисами Sharing Economy, то есть биржами услуг и маркетплейсами с социальными механиками. К этой категории относятся сайт аренды жилья Airbnb.ru, сервисы для поиска профессионалов Profi.ru, YouDo.ru, «Ремонтник.ру», «Помогатель.ру», площадки для поиска попутчиков BlaBlaCar.ru и BeepCar.ru, а также хендмейд-площадки Livemaster.ru и Etsy.com.
Что покупали
На одежду и обувь в 2018 году приходилось 15,7% покупок, на продукты питания – 10,1%, на электронику и бытовую технику – 8,2%.
В социальные сети покупатели чаще всего приходят за одеждой и обувью. Эти товары пользуются спросом во всех самых популярных соцсетях. Но в конкретных соцсетях предпочтения покупателей различаются.
Во «ВКонтакте» пользователи чаще всего оплачивают объекты для компьютерных игр (21%), одежду и обувь (14%), различные услуги (10%). В этой соцсети доля покупок новых товаров составляет 69%. В «Одноклассниках» люди активнее всего платят за одежду и обувь (26%), услуги (16%) и детские товары (12%). В Instagram первое место также занимают одежда и обувь (23%), второе – детские товары (13%), третье – услуги (13%).
На Avito люди чаще всего интересуются растениями и животными (12%), компьютерами, электроникой и бытовой техникой (9%), различными услугами (9%), на «Юле» – детскими товарами (14%), одеждой и обувью (13%), электроникой и бытовой техникой (13%).
Сколько потратили
За 2018 год через социальные каналы россияне в целом потратили на товары и услуги 591 млрд рублей. Средний чек за покупки в социальных каналах составляет 1500 рублей. Но пользователи решаются и на более крупные покупки: на товары стоимостью от 10 тыс. рублей приходится 8% заказов в соцканалах.