Российский финал Imagine Cup 2016: Получилось живенько
В России подвели итоги национального конкурса Imagine Cup 2016 среди студенческих команд и определили тройку финалистов, один из которых будет представлять нашу страну на международном конкурсе.
В минувшую субботу удалось поприсутствовать на российском финале Imagine Cup 2016 – конкурса среди студенческих команд, проводимого по всему миру компанией Microsoft. Организаторы пригласили меня поучаствовать в медиа-жюри, которое оценивало два направления – «инновации» и «социальные проекты», в каждом было по четыре команды-финалиста. Параллельно работало профессиональное жюри и, забегая вперед, скажу, что наши оценки в том, что касается победителей, совпали. Кроме того, отдельная номинация была посвящена играм, проводилось еще и соревнование среди школьников «Магистр кода».
Добавляло интриги и то, что два последних года российские команды побеждали и в последующих международных финалах, так что, с одной стороны, искренне хотелось поддержать традицию и выбрать команду, которая сможет победить и в этом году. С другой стороны, очень не хотелось уподобляться кинопроизводителям, которые каждый год выбирают в качестве номинанта на Оскар от России не хорошее, а правильное кино, которое сможет победить. Ни разу не угадали, но продолжают пытаться.
Это не отчет о проделанной мною «тяжелой» работе и не репортаж, а буквально пара наблюдений и личных впечатлений.
Что понравилось: организация, позитивный настрой и энтузиазм всех участников. Они действительно все без исключения большие молодцы. У молодых людей и девушек есть идеи, есть понимание трендов, есть желание становиться лучше. Это очень круто. Не испортил впечатления и не сбил с настроя участников даже внезапный визит сотрудников МЧС, потребовавших немедленно всех эвакуировать и провести поиск некоего устройства, о котором сообщил анонимный звонок. Разумеется, ничего не нашли, зато пару часов участники Imagine Cup погуляли по центру Москвы при отличнейшей весенней погоде.
Что не понравилось – стремление изобрести велосипед. И не потому, что мне жалко, совсем нет. Жалко времени, которое команды с хорошими идеями тратят на создание тех компонентов, что можно купить на Aliexpress за три копейки и через неделю получить в свое полнейшее распоряжение. Это важная история, это понимание того инструментария, который доступен сегодня. О нем необходимо знать, им нужно уметь пользоваться. Потому что конкуренты это делают, и уже в этот момент начинается отставание.
Второе, что огорчило меня до глубины души, это два самых слабых проекта – они были хороши тем, что использовали технологию VR, а это сегодня передний край. Причем использовали ее в областях, где VR наиболее перспективен – это преодоление внутренних психологических барьеров и иных проблем, идущих от головы. В этой области VR-технология способна на очень и очень многое. Применительно к Imagine Cup 2016 в одном случае речь шла о проекте, позволяющем повышать свои навыки в общении на иностранном языке, во втором – о борьбе со стрессами. Оба проекта оказались чудовищно сырыми и непроработанными.
Медицина – штука тонкая. Как говорит мой тренер в тренажерном зале, наша первейшая задача – постараться вас не убить. Когда мы говорим о проектах в медицине, то надо постараться еще и не сесть в тюрьму и не разориться в суде, отвечая по искам пациентов. А на этапе стартапа нужно иметь хотя бы примерное представление о данном аспекте деятельности. И если его нет, то дальнейший разговор бессмысленен, какими бы блистательными ни были идеи.
Ну и вновь порадовал подход «а контент мы возьмем в YouTube, а затем будем его продавать».
Это клево. Молодцы. Юристы такое любят.
Проект-победитель в категории «Инновации» тоже про медицину: ребята из смоленской команды OrangeTeam с проектом Womens Health собрали львиную долю всех призов и выходили на сцену за наградами трижды.
Идея проекта в измерении температуры тела при помощи носимого гаджета, соотнесении ее с так называемой базальной температурой посредством специальных коэффициентов и последующий мониторинг общего самочувствия пациенток и их репродуктивного цикла. Информация отдается в приложение, анализируется, может быть передана в клинику, с которой заключен договор. Клиентами могут быть как частные лица, так и собственно клиники.
Проект интересный, создан на стыке перспективных направлений IT: здесь и wearables, и телемедицина, и облачные сервисы, и многое другое. Члены команды подготовили толковую презентацию и отвечали на вопросы по существу. У ребят было море драйва, что всегда выглядит очень выигрышно.
Победителем в категории «Социальные проекты» стала команда Kind Brain с одноименным проектом, позволяющим людям с ограниченными возможностями взаимодействовать при помощи мозговых волн с окружающими их предметами. В первую очередь речь шла о компьютере, взаимодействие с которым и было показано в рамках презентации.
Проект, как и все на данной стадии, требует серьезной доработки. Мы так и не увидели в работе собственную разработку – шлем, который одевается на голову и считывает команды (использовалось стороннее оборудование), но с точки зрения идеи, созданного ПО, понимания задач и способов монетизации – все крайне толково.
Из других проектов отмечу команду RIOC с проектом «Motorica», суть которого в создании умных насадок для протезов, использующих технологии для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями. Благодаря акселерометру протез может распознавать набор жестов, которые затем используются для развивающих игр, либо для управления окружающими предметами, такими как телевизоры и прочая бытовая техника.
Ну а победителем в категории «Игры» стала команда InfinitePizza (сборная Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича и Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства) с проектом Partycles. Ребята создали красивую физико-химическую песочницу. Соединяя элементарные частицы, игрок получает новые, более сложные вещества и вызывает цепные реакции среди окружающих частиц. Дикая в хорошем смысле слова задумка и невероятно красивая реализация.
Как уже было сказано, выбор медиа-жюри совпал с оценками жюри основного, и для меня это хороший знак. В том числе и потому, что не было весьма часто встречающегося на различных конкурсах и премиях желания размазать награды тонким слоем, чтобы никого не обидеть.
Осталось дождаться решения, какая же из команд поедет на международный финал. Нам будет за кого поболеть.